Статья в рамках Московских областных Рождественских образовательных чтений, на тему:
«Великая победа: наследие и наследники».
— протоиерей Владимир Попков.
22 июля 1941 года, в День памяти Всех Святых в земле Российской просиявших, фашистская Германия напала на Советский Союз — началась Великая Отечественная война. К началу войны, над Русской Православной Церковью нависла опасность полного уничтожения.
После победы революции 1917 года и принятия новых декретов, в том числе и об отделении Церкви от государства, в нашей стране была развернута невиданная до этого по своей решимости и жестокости борьба с религией.
По сути, все архиереи и духовенство находились в лагерях, а количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен.
Согласно планам советских властей, к 1943 году в Советском Союзе не должно было остаться ни работающих церквей, ни священников при них. Внезапно начавшаяся война не позволила исполнить задуманное.
Священноначалие, в лице патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, первым среагировало на начало военных действий с поддержкой и благословением на борьбу с врагом и защиту священных границ нашей Родины.
Великая Отечественная война показала всему миру не только героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тех, кто трудился в тылу, но и духовное единение людей различных вер и
национальностей в справедливость своей борьбы с фашистскими оккупантами. Не осталась в стороне и Православная Церковь. Неумолкающее слово Церкви вселяло в сердца людей твердую уверенность в победе.
С первых же месяцев начала военных действий стало очевидно, что на войне не верующих не бывает. Храмы стали наполняться матерями, сестрами тех, кто с оружием в руках защищал нашу страну. Это стало одним из победительных моментов, чтобы власти обратились к проблемам жизни верующих.
Доходили слухи о первых контактах с властями не по вопросам куда и кого сослать, а кого и откуда вернуть в Москву и другие регионы, чтобы возобновить церковное богослужение.