Человек, который пел Богу: история архимандрита Матфея (Мормыля) из Троице-Сергиевой Лавры

В детстве его поразило пение слепых певчих — Анны Михайловны Калашниковой и ее подруги Елены Сергеевны Касьяновой. Впервые он встретил их семилетним мальчиком на Радоницу. И запомнил их голоса на всю жизнь.

Он и сам был из певческой семьи. Сестра его деда, матушка София, была монахиней, а мама, Анна Леонтьевна, пела в церковном хоре.

Человек, который пел Богу: история архимандрита Матфея (Мормыля) из Троице-Сергиевой ЛаврыРодился он 5 марта 1938 года в пригороде Владикавказа, в станице Архонская, где жило много выходцев из Белоруссии. Вот и фамилия Мормыль — белорусская. А назвали мальчика Львом.

В семье Мормылей, несмотря на все гонения властей на «церковников», справляли и Рождество, и Пасху: к Рождеству учили тропарь, кондак, колядки, к Пасхе — пасхальный канон.

В дом Мормылей часто стучали. Выходила бабушка Лёвы, Ирина Максимовна. Ей говорили:

— Нам сказали, вы здесь людей принимаете. Можно у вас переночевать?

И она пускала. Кормила казачьим борщом.

Обе Лёвины бабушки были неграмотными, но наизусть знали Евангелие и всегда молились за своих родителей. Об одной из них, матери отца, он потом вспоминал: «Иногда бабушка Ирина Максимовна говорила: “Я вот обижаюсь на своих папу-маму. Почему они меня не научили грамоте? Я бы сейчас хоть какое-нибудь письмецо почитала или Святое Евангелие”. Но изумительная была у бабушки память. Вот она придет из церкви, расскажет, какое батюшка читал Евангелие, что говорил в проповеди, настолько передаст всё своими словами, что я думаю: вот, пожалуйста, просвещение простых верующих людей. Она грамоте не научена, но человек глубоко верующий, являющий глубоко осознанный акт веры».

А вот дедов своих и отца Лев Мормыль не застал. Дедушку по отцу, казака Максима Константиновича Мормыля, в тридцатые годы сослали на Беломорско-Балтийский канал, откуда он не вернулся. Близкие молились за него как за исповедника. А мамин отец, Леонтий Григорьевич Троценко, когда-то пел в станичном церковном хоре, потом в знаменитом мужском хоре Михаила Калатилина. Прошел школу Шаляпина, стал оперным певцом и в год 300-летия дома Романовых пел в тифлисской опере Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Глинки. А после революции управлял хором армии Деникина в Пятигорске. Его много раз арестовывали. Наконец, отправили в ссылку в Сибирь. А в тридцать седьмом расстреляли.

Отец Лёвы, Василий Леонтьевич Мормыль, в Великую Отечественную вместе с тремя своими братьями ушел на фронт. Никто из них не вернулся. И когда Лёва стал прислуживать в храме, бабушки и мать всегда поручали ему подавать в алтаре поминальные записки за своих погибших мужчин.

Начало служения

Первым храмом, который запомнил Лёва Мормыль, стал домик в станице Архонской — в 1945 году верующие провели там первую службу, и Лёва в ней участвовал. Через пару лет избушка эта стала настоящим молитвенным домом.

«В нашем молитвенном доме 1947-го года не топили, — вспоминал отец Матфей. — Помню, на Рождество народищу полно, и вдруг — вода потекла со стен. На улице холодно, стены холодные, конденсат выступил, а бабусеньки тут как тут, сразу тряпочками всё вытирают. Так это приятно!»

Ему каким-то чудом удавалось совмещать учебу в обычной советской школе с пением на клиросе и помощью батюшке в алтаре. Настоятель храма отец Иоасаф ласково называл мальчика попиком, а в школе его уже совсем неласково дразнили попом. Как-то после очередной антирелигиозной лекции один из особо рьяных «борцов с религиозным дурманом» подкараулил Лёву за палисадником и хватил его по голове школьной фуражкой, в которую вложил камень. Хорошо, что обошлось просто шишкой.

Человек, который пел Богу: история архимандрита Матфея (Мормыля) из Троице-Сергиевой Лавры

После школы «попик» Лева поступил в Ставропольскую семинарию. В канцелярии была всего одна штатная машинистка, которой не разрешали печатать богослужебные тексты для семинаристов — нагрузка у нее и без того была огромная. Поэтому семинаристам приходилось самим их переписывать. Переписывая раз за разом одни и те же стихиры, Лев Мормыль многие запоминал наизусть.

Как-то на каникулах архиепископ Антоний (Романовский) послал семинариста Мормыля в Ессентуки, где настоятель Никольской церкви отец Петр Сергиев назначил его псаломщиком и регентом левого клироса. А на правом хором управлял известный на Северном Кавказе регент Павел Звоник. У него Лев многому научился.

В Лавре

А потом были учеба в Московской духовной академии, пение в хоре и мечта — уйти в монастырь.

Рассказывал отец Матфей, как первокурсником пришел на исповедь в Успенский собор в Лавре: «Я на исповеди сказал отцу Тихону о своем заветном желании, что хочу в монастырь пойти. Он как держал у меня епитрахиль на голове, так постучал рукой по голове несколько раз: “Ну, ничего, брат Лев, года через три всё Господь управит”. Достал из своего кармашка небольшую книжечку, смотрю — Святое Евангелие… и туда вложена икона Владимирской Божией Матери. “Вот, брат Лев, молись”. И получилось так, что ровно через три года, в 1962 году, в этот же день, Господь меня сподобил принять постриг».

Прошение в Троице-Сергиеву лавру Мормыль подал после второго курса. Его приняли и назначили уставщиком и старшим регентом монастырского хора. А ведь поступить в Лавру в те годы было непросто: при Хрущеве всю молодежь из нее просто выгнали. И лаврский наместник епископ Пимен (Хмелевский) поначалу, желая понять настрой соискателей, объявил подавшим прошения юношам:

— У нас никаких постригов. Мы никого не принимаем. А если постригать, то только после тридцати лет!

Но те взмолились:

— Примите нас! Кем бы ни быть, — лишь бы в монастырь. Монахом ли, послушником ли. В братстве ведь молиться же можно, спасаться можно.

— Ладно, посмотрим…

И всех их после летних каникул приняли в монастырь.

Отец Матфей рассказывал: «Все тяготы, которые тогда обрушились на верующих, ощущались и в монастыре. Чувствовалось притеснение. <…>За стеной Лавры бушевал мир. В печати развернулась жестокая антирелигиозная пропаганда, озлобленность со всех сторон. <…>Что Лавра — сердце России, чувствовали даже безбожники. Они побаивались Лавры. А если сюда и приходили, то никогда не вели себя как хозяева, всегда — с опаской какой-то, будто что-то украли. Слава Богу, все прошло, все позади. Не могу тут не вспомнить, как в 1961 году, на праздник св. преп. Серафима Саровского, в Троицком соборе, представьте, подходит ко мне о. благочинный Феодорит и говорит: “Брат Лев! Пожалуйста! Сегодня престольный праздник преп. Серафима Саровского. Идите петь с народом!»

В итоге Льву Мормылю досталось целых три послушания: пение «с народом», пение со смешанным хором и пение с мужским хором.

Человек, который пел Богу: история архимандрита Матфея (Мормыля) из Троице-Сергиевой Лавры

В конце 1962 года он принял монашеский постриг с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея. Через три месяца его рукоположили во иеродиакона, а еще через год — во иеромонаха. Окончив Духовную академию, он успешно защитил кандидатскую на тему «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов».

Он получил сан игумена, потом — архимандрита, стал доцентом, затем — профессором, наконец — заслуженным профессором Московской духовной академии. Список Патриарших грамот и орденов, полученных отцом Матфеем за годы служения, занимает не одну страницу. Но старшим регентом Троице-Сергиевой лавры он стал еще в 1964 году. И начал он с того, что изучил местный обиход — ведь в каждом храме свои варианты одних и тех же песнопений. Как говорил отец Матфей: «Все-таки проба любого хора — обиход. Если у регента есть любовь к обиходу, то это сразу выявится в хоре, насколько он церковен. Все, что не обиходное, требует большой фильтрации, пересмотра. Иными словами, все должно “подгоняться” к манере обихода».

Сам он во всех монастырях, где приходилось бывать, в паломничествах в Почаев и в Киев — везде внимательно слушал, как поют. А став уставщиком и главным регентом Лавры, до последних дней управлял и однородным, и смешанным хорами.

«Петь, как в последний раз»

В хор к Мормылю стремилось большинство семинаристов, но лучших из них, как правило, разбирали другие регенты. Отец Матфей относился к этому философски: «Ничего, я пойду к Преподобному, у него попрошу. Он обязательно пошлет кого-нибудь». Так, по молитвам к преподобному Сергию, «батя», как звали его студенты, ухитрялся раз за разом взращивать самый лучший певческий состав своего знаменитого хора.

На вопрос, что самое главное в клиросном послушании, отец Матфей отвечал: «Думаю, каждый должен петь, будто он поёт последний раз в жизни. Ты пришёл на службу, встречаешься с Богом и поёшь, будто в последний раз. Тогда это будет трогательно, тогда это будет последняя “жертва вечерняя”».

Троице-Сергиева лавра. Успенский собор. Вынос креста. Регент выходит на солею и… без всякого предварительного жеста запевает удивительно сильным «полётным» голосом, мгновенно заполняющим всё пространство храма: «Святый Боже!..» И весь народ разом подхватывает: «Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Не подхватить невозможно: слова молитвы сами увлекают за собой. Равнодушных нет ни на клиросе, ни среди прихожан.

Человек, который пел Богу: история архимандрита Матфея (Мормыля) из Троице-Сергиевой Лавры

Каждые два года у отца Матфея менялся почти весь состав хора. Ведь для монаха пение — это послушание: изменится оно, и на спевку его уже не позовешь. А после рукоположения времени для пения остается еще меньше: исповеди, службы… Студенты тоже поучатся и уходят — на четвертом курсе и потом, в академии, им уже не до пения.

Но архимандрита Матфея это не пугало. Он проводил репетиции жестко, требовал от хористов дисциплины и никаких «личных причин и обстоятельств» в расчет не принимал. Единственная причина не прийти на клирос — это смерть: так он сам относился к своему служению, такого отношения требовал и от своих воспитанников. Дотошный, порой даже суровый, — перфекционист, он требовал не просто выучивать, но вчитываться, вдумываться в слова богослужения, не просто петь, но прорабатывать каждую ноту, каждый звук.

О непростом характере отца Матфея вспоминают многие. Но строгость его касалась не личных качеств человека, а исключительно его отношения к служению. Он очень ценил

тех, кто относился к певческому послушанию добросовестно, самоотверженно, кто любил дело, которым занимался. И при всей своей суровости, вспоминает митрополит Амвросий (Ермаков), отличался поистине кавказским гостеприимством. Мировая знаменитость, он жил очень скромно, все гостинцы, какие привозил с родины, из Осетии, — орехи, фрукты, варенье, мёд, — раздавал студентам. А если узнавал, что у кого-то из его учеников дома неприятности, давал денег на дорогу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *