27 сентября — Воздвижение Креста Господня

О спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия… Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:18,23–24).

Кресту Господню посвящено в церковном году несколько праздников, и главный из них, двунадесятый — праздник Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня.

В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Как был найден Крест Спасителя

Крест имел исключительное значение в жизни святого равноапостольного царя Константина.

В 312 году, перед решающей битвой с правителем Западной части Римской империи Максенцием, Константин увидел в небе таинственный образ — «составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: „Сим побеждай“».

В следующую ночь явился ему и Сам Христос с этим знаком, повелев сделать с ним знамя для победы над врагами. После этого Константин разбил войско Максенция и уже в 313 г. издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. А в 324 г. Константин под знаменами с христианской символикой одержал окончательную победу и над правителем Восточной части империи Ликинием, продолжавшим гнать христиан.

Так святой равноапостольный Константин стал единодержавным правителем огромной Римской империи и узаконил во всех ее пределах христианскую религию.

Явление Креста Константину. Деталь миниатюры из рукописи 879–882 гг., греческий фонд Парижской национальной библиотеки.
Явление Креста Константину. Деталь миниатюры из рукописи 879–882 гг., греческий фонд Парижской национальной библиотеки.

Около 326 г. император послал свою мать, царицу Елену, в Палестину для посещения мест земной жизни Спасителя и поисков Креста Господня.

Задача была невероятно сложна. За прошедшие три века римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить всякие воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Во II–III веке гора Голгофа, пещера Гроба Господня и другие святые места Иерусалима были погребены под слоем обломков, оставшихся после разрушения Иерусалимского храма и иных зданий города в 70 году. По указанию императора Адриана с 130 года здесь строились новые здания — в том числе языческие храмы Юпитера и Венеры.

Царица Елена была уже стара — ей было не менее 70 лет. Многие старые иконы и фрески подчеркивают ее преклонный возраст. До воцарения своего сына она прожила очень непростую, полную лишений и унижений жизнь. И совершенно поразительно, с каким горячим желанием она отправилась в это путешествие и каким потрясающим организатором, руководителем поисков и раскопок она оказалась!

Святые равноапостольные Константин и Елена. Фреска монастыря Святого Николая Анапавса в Метеорах, Греция. 1527 г.

По распоряжению царицы Елены языческие строения Адриана были разобраны, обломки и мусор расчищены. Наблюдая сверху за раскопками и видя, когда рабочие уставали и замедлялись, императрица бросала им для поощрения трудов золотые монеты (огражденное место с каменным седалищем на скале, где сидела царица, можно увидеть в Иерусалимском храме Воскресения Христова, спускаясь к месту обретения Креста).

Наконец были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Но как узнать, на котором из них был распят Спаситель?

Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия.

Патриарх Макарий, помогавший царице, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда покойника коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо — умерший ожил.

Аньоло Гадди (Флоренция, XIV в.). Обретение Креста. Фрагмент.

О том, как был найден Крест Гсоподень, можно прочесть в Ставрографическом сборнике

В желании увидеть царицу, а теперь и источник небывалого чуда, вокруг толпилось множество народа, и за многолюдством было невозможно разглядеть Крест. Тогда патриарх Макарий, встав на возвышении, воздвиг — высоко поднял для всеобщего обозрения — Крестное древо.

Почему Воздвижение Креста празднуется осенью

На византийской иконе XVI века и святая царица Елена, и патриарх Макарий изображены дважды: вот они наблюдают за раскопками, а вот патриарх воздвигает Крест, а Елена благоговейно взирает на святыню. Средневековые художники не по наивности изображали на одной иконе сразу несколько эпизодов, с повтором лиц.

Икона — это образ вечной реальности, образ некой полноты события, а не частного проявления этого события. Раскопки, обретение и воздвижение Креста — это цельное событие, которое мы и празднуем.

Обретение Креста Господня. Икона XVI в.
Обретение Креста Господня. Икона XVI в.

Обретение равноапостольной царицей Еленой во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей празднуется 6/19 марта.

Почему же Воздвижение Креста празднуется полгода спустя? Выходит, это разные события?

Да, разные.

Сразу после обретения Животворящего Креста на месте Распятия и погребения Спасителя по приказу равноапостольных императора Константина и его матери Елены было начато строительство храма над Гробом Господним. Освящен храм был в сентябре 355 года, этот день — празднование Памяти обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего)— сохранился и в нашем церковном календаре под 13/26 сентября. Этому празднику посвящено немало храмов, его нередко называют «осенней Пасхой».

К ежегодным празднованиям освящения (обновления) храма, которое воспринималось как событие вселенского масштаба, в IV–VI вв. в Иерусалим стекалось множество паломников со всех концов империи. Празднование длилось целую неделю.

На второй день праздника был установлен обычай воздвигать для всеобщего поклонения Древо Креста Господня.

Воздвижение Креста Господня. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия, Косово, XIV в.

Начиная с VI в. именно празднование Воздвижения Креста 14/27 сентября становилось господствующим праздником, а праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) 13/26 сентября стал восприниматься как предпраздничный день перед этим великим торжеством. Это естественно: значение Креста — воистину вселенское, центральное в православном исповедании.

Постепенно сложился торжественный богослужебный чин воздвижения Креста, совершаемый в храмах — с пятикратным воздвижением Креста, на все стороны света, начиная и завершая востоком.

Духовно это действо связано с событиями при обретении Животворящего древа, когда, после чудес от него, патриарх Макарий высоко поднимал Крест, чтобы стекавшийся народ мог его увидеть.

Воздвижение Креста Господня. Иконописец Гурий Никитин, 1680-е гг.
Воздвижение Креста Господня. Иконописец Гурий Никитин, 1680-е гг.

Тропарь праздника

Он поется не только в этот праздник и в другие праздники, когда церковно совершается поклонение Кресту, но и, например, на каждом водосвятном молебне при троекратном погружении креста в освящаемую воду. Входит тропарь Кресту и в ежедневное утреннее молитвенное правило молитвослова как «Тропарь Кресту и молитва за Отечество». Молитва Кресту — это великая защита и великая сила, и ее желательно знать, понимать и часто употреблять.

В большинстве современных изданий тропарь приводится в таком виде:

Тропарь Кресту, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Достояние – удел, наследие, то есть христиан — людей Христовых. На сопротивныя – над противниками, над врагами. Жительство – жилище, общество, то есть народ Божий.

Общий смысл понятен и без перевода, но немного скажем о словах и формах.

Люди Твоя — это форма винительного падежа множественного числа (спаси кого? — людей Твоих). Привыкаем к тому, что в церковнославянском языке формы хорошо знакомых нам слов несколько иные, и «Твоя» здесь — это не женский род единственное число. «Сопротивныя» — тоже винительный падеж множественного числа; мы сказали бы «на сопротивных».

Начало тропаря взято из завершения псалма 27: «Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!» (Пс.27:9)

А вот как этот тропарь поётся чаще всего:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды православным христианом на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство

Христианом — это форма дательного падежа (кому? — христианам).

Откуда же такое отличие общей практики от «официального» варианта? И куда подевались «православные христиан»е из упоминаний в молитвословах?

Исчезнувшие «Царские места»

Этот тропарь появился в VIII в. из-под пера св. Космы, епископа Маиумского, названного брата и друга преп. Иоанна Дамаскина. Греческий текст св. Космы буквально переводится так:

… победы Царям над варварами даруя и Твоё сохраняя Крестом Твоим государство.

Словом «жительство» у нас переведено на славянский греческое слово, родственное словам «полис» (греческий город-государство), «политика» и даже «полиция». Этим словом обозначаются общество, государство, образ правления, граждане, подданные. И в греческом тексте именно варвары, а не абстрактные «сопротивныя».

Таким образом в тропаре выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и историческое указание на знамение Креста на небе с греческой надписью «сим побеждай», которое видел св. Константин Великий и его воины. А варвары — это не только военные враги, но и враги той культуры, которую несет в себе и защищает христианская Империя.

В церковнославянском тексте вместо «варваров» всегда были «сопротивные», а вот о царях говорилось в разное время по-разному:

«… победы благоверным царем на сопротивныя даруя…».

«…победы благочестивому Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя…».

Естественно, что после 1917 года все «царские места» (а есть и в других текстах, связанных с Крестом Господним) были изъяты. Или заменены «православными христианами».

В тропаре три или даже четыре раза названа разными словами Церковь, о которой и идет молитва. И «люди Твоя», и «достояние Твое», и «Твое жительство» — это в сущности синонимы тех самых «православных христиан». Молясь словами тропаря Кресту об Отечестве, как предписывает молитвослов, — мы молимся именно о пребывании нашего отечества в вере. Если мы будем «Божьим достоянием» — тогда Бог нас не оставит.

Крест — хранитель всей вселенной

Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет: «Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего — Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесну́ю Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо всё это устроено через Крест».

Поклонение Кресту. Оборот новгородской выносной иконы XII в. (на лицевой стороне — Спас Нерукотворный).
Поклонение Кресту. Оборот новгородской выносной иконы XII в. (на лицевой стороне — Спас Нерукотворный).

В службе праздника Возвдижения в конце канона (на всенощной бдении) поется замечательное песнопение под названием «свети́лен». Оно не нуждается в переводе и говорит о значении Креста в мире точнее и глубже многих и многих умных рассуждений

Крест — храни́тель всея́ вселе́нныя,

Крест — красота́ Це́ркве,

Крест — царе́й держа́ва (поётся и: «христиан держава»),

Крест — ве́рных утвержде́ние,

Крест — А́нгелов сла́ва

и де́монов я́зва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *