Архимандрит Грузинской церкви Гавриил (в миру – Годердзи Васильевич Ургебадзе) – удивительный святой, которого мы по праву можем считать своим современником. С момента его преставления до канонизации в 2012 году прошло всего 17 лет, благодаря чему живы многие свидетели духовного подвига «мама Габриэли», как называют старца в родной Грузии.
Родившись в 1929 году в семье коммуниста, Годердзи узнал о Распятом Христе «случайно»: услышав разговор двух соседок. Самостоятельно купив Евангелие, уже вскоре двенадцатилетний подросток знал его почти наизусть. Вернувшись из армии, он построил во дворе своего дома импровизированный храм, который украшали сотни икон. Их он выпрашивал у знакомых, вырезал из журналов и помещал в самодельные рамки, находил на свалках и реставрировал… В 26 лет он принял монашеский постриг с именем Гавриил, в честь преподобного Гавриила Афонского. Позднее монах Гавриил был рукоположен во иеромонаха.

Во время первомайской демонстрации 1964 года иеромонах Гавриил поджег на здании Верховного Совета Грузинской ССР огромный портрет Ленина – а собравшимся вокруг него людям стал проповедовать, что прославления достоен не кто-либо из людей, но один Христос. За это священник был помещен в следственный изолятор республиканского КГБ, сильно избит – а затем переведен в психиатрическую лечебницу, «для обследования». Оттуда он вышел «со справкой»: в СССР начиналась эпоха карательной психиатрии, и человек с диагнозом «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов» был в советском обществе практически парией. Отец Гавриил не мог даже зайти в храм причаститься – КГБ «не рекомендовало» настоятелям тбилисских храмов его пускать. Это было для священника тяжелее всего, о чем он не раз со слезами рассказывал сёстрам.
В восьмидесятых годах отец Гавриил уехал в древнюю столицу Грузии – Мцхету, где поселился сперва в курятнике при монастыре Самтавро, а позднее – в круглой башне там же. Весь год он ходил босым, носил на веревке за плечами кувшин без дна – показывая его людям, говорил, что человек, не имеющий любви, таков же, как этот кувшин: никогда не наполнится. Взяв с собой кого-то из монахинь, отправлялся в Тбилиси собирать милостыню – а затем раздавал всё собранное нищим.
Многих юродство иеромонаха Гавриила раздражало, у других вызывало непонимание – однако верующие по всей Грузии почитали его настоящим подвижником. И на то были основания. Хотя для гостей у отца Гавриила всегда имелось красное вино, сам он почти ничего не ел. На Страстную он затворялся, и из его кельи слышался плач. Видели, как во время уединенной молитвы иеромонах Гавриил на 40-50 сантиметров воспарял над землей. Господь отметил Своего угодника даром прозорливости. Многим людям он давал такие советы, что тем становилось ясно: вся их жизнь для старца – как открытая книга.
Однажды, стоя на молитве перед распятием, старец утомился и, присев на край каменной плиты, прикрыл глаза, оставшись наедине со своими нелегкими мыслями. И тут же услышал Голос: «Спишь, Гавриил? Устал? Я плачу о тебе!». Когда сочувственное обращение повторилось, старец подошел к распятию и прикоснулся к нему. Оно было мокрым – от слёз.
В другой раз, после усердного молитвенного прошения старца об умножении народа Грузии, старцу было видение. Две фигуры в одеждах воинов прошлого взяли его и отвели в помещение, где в потолке была щель, через которую проникал свет. Пол там был усеян человеческими трупами – но маленькими, не больше пальца размером. Периодически через щель в потолке падали новые мертвые тела, добавляясь к уже бывшим там. Затем Гавриил услышал голос: «Идёт! Идёт!» – и увидел Богородицу в белых одеждах, стоящую в воздухе в окружении ангелов и святых. «Вот он, что просил умножения!», – сказали те, кто привел Гавриила. И Пречистая, указав на маленькие окровавленные тела на полу, произнесла: «Для этого ты просил меня? Так размножится Грузия? Я буду множить, а они убивать?» – после чего отвернулась и ушла. А двое, приведшие старца в странное помещение, вернули его назад, в келью.
Уже в девяностых годах старец сказал своему духовному чаду по имени Отар заводить машину и немедленно ехать в Марткопский монастырь. Никакие слова о том, что двигатель барахлит, не могли поколебать его намерения. В дороге, слыша, как «кашляет и чихает» мотор, старец сказал Отару: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». Как только машина въехала в ворота обители, старец выскочил из нее с криком: «Стреляйте в меня!» Оказывается, приехавшие только что вооруженные бандиты собирались ограбить монастырь, а с настоятелем и братией расправиться. Неожиданное появление старца Гавриила смутило их и заставило отказаться от своего замысла.
Под конец жизни отец Гавриил тяжело болел. У него была водянка и серьезные проблемы с желудком, он испытывал жестокие боли – при этом вел себя так, будто бы был совершенно здоров. Глаза его сияли, с губ не сходила улыбка – это было лицо совершенно счастливого человека. Так оно и было, ведь старец говорил: «Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать». 2 ноября 1995 года, отказавшись от срочно требовавшейся операции и составив краткое духовное завещание, архимандрит Гавриил Ургебадзе отошел ко Господу.
В феврале 2014 года, когда Гавриил Самтаврийский уже был прославлен Грузинской православной церковью, при огромном стечении народа были обретены его мощи. Их перенесли сперва в собор Светицховели, а после – в собор Пресвятой Троицы в Тбилиси. Поклониться мощам преподобного верующие шли круглосуточно в течение нескольких дней.
И по смерти Самтаврийского архимандрита Гавриила чудеса, связанные с ним, продолжаются. Недавно в монастыре Самтавро, на месте, где мощи святого пребывали временно, на бетонном полу проявился образ преподобного. Кровь, которую врач взял у тяжело больно старца незадолго до его смерти в 1995 году, до сих пор не свернулась, не высохла и не разложилась – она находится в той же пробирке и выглядит так, будто была взята вчера (пробиркой этой крестообразно осеняют болящих). Многие люди, приходящие на могилку святого Гавриила с серовато-зеленым памятником над ней, получают по молитвам к нему просимое – для себя или своих близких: исцеление от болезней и беснования, разрешения сложных проблем, избавления от скорбных жизненных обстоятельств. Целебной силой обладает и масло из лампады, горящей на могиле святого, о чем свидетельствует множество писем, присланных в святую обитель людьми, получившими помощь. А в храме монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Мцхете хранится пиджак, который архимандрит Гавриил при жизни надевал под мантию – накинуть его на плечи хоть на минуту приходят сюда многие из паломников.

Почитание исповедника Гавриила, юродивого год от года растет не только на его родине в Грузии, но в других православных странах. В 2014 году имя преподобного Гавриила Самтаврийского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 2 ноября, в день блаженной кончины святого.
